Энергетика, руны, психология, славянство, Таро
 
ФорумЧаВоРегистрацияВход
Последние темы
» Есть у слова «Русь» и ещё одно значение...
Пн Авг 20, 2018 12:29 pm автор Митра

» Калевала - Калевала
Вт Авг 07, 2018 12:36 am автор Митра

» Калевала - Пастушок
Вт Авг 07, 2018 12:35 am автор Митра

» Калевала - Речка
Вт Авг 07, 2018 12:35 am автор Митра

» Калевала - Таусень-рада
Вт Авг 07, 2018 12:34 am автор Митра

» Калевала - Камышовая Тропа
Вт Авг 07, 2018 12:34 am автор Митра

» Калевала - Ветер в спину
Вт Авг 07, 2018 12:33 am автор Митра

» Калевала - Кукушкины дети
Вт Авг 07, 2018 12:32 am автор Митра

» Калевала - Гой, Олень!
Вт Авг 07, 2018 12:32 am автор Митра

» Калевала - Медуницы пряной белый костёр
Вт Авг 07, 2018 12:31 am автор Митра

» Калевала - Улетай на крыльях ветра
Вт Авг 07, 2018 12:28 am автор Митра

» Калевала - Ты ж мене пiдманула
Вт Авг 07, 2018 12:26 am автор Митра

» Сварга - Северное небо
Вт Авг 07, 2018 12:16 am автор Митра


Поделиться | 
 

 Семаргл

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Митра
Рунолог, Мастер Рейки
avatar


Сообщения : 2106
Дата регистрации : 2013-06-30


http://elizabeth.forum2x2.ru
СообщениеТема: Семаргл   Вт Фев 23, 2016 11:12 pm

Семаргл
Виктор Корольков

Одним из Сварожичей был бог огня — Семаргл, которого иногда по ошибке только считают небесным псом, охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.

В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал
Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.

Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.

По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло.

Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети – Кострома и Купало.

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г. Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:


Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
...Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца XIV века: "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага. Семаргла - Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.

("Мифология древнего мира")

Семаргл (Симаргл, Симарьгл, Семарьгл) - языческое божество, Огнебог, Посланник Богов, охранитель посевов. О значении Симаргла без конца спорят историки и исследователи славянской культуры. Данный Бог был очень известен в языческие времена и даже присутствовал в пантеоне князя Владимира, а, следовательно, ему придавали очень большое значение: «И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». Многие учёные сходятся во мнении, что Семаргл выглядит как крылатая собака. Её изображали с огненным дыханием - пламенем, который вырывается из пасти, также Семаргла часто изображали в роли охранителя посевов рядом с полевыми культурами. Всё это приводит исследователей к выводу, что в древности Семаргл был огненной собакой, который охранял посевы и поля. Как огненный бог, Семаргл относится к Сварожичам. В этом смысле его часто сравнивают с индуистским Агни - богом огня. Также славянского Семаргла сравнивают с иранским Симургом (сказочная птица) или Сэнмурвом (полусобака-полуптица), который является вестником между небесным и земным мирами, между людьми и Богами.
 
Разобраться в образе Семаргла достаточно непросто, и даже самые известные исследователи языческих верований до конца не понимают, какую роль отводили данному Богу. Все суждения сводятся только к изображениям Семаргла, на которых он представлен в виде собаки с огненным дыханием, охраняющем посевы, а также к его сравнениям с иностранными божественными аналогами. Сложность разбора данного божества происходит по той причине, что функции и значения других Богов часто изучают по древнерусским писаниям и рукописям, где они очень подробно описаны. В отношении же Симаргла, которого, однако, включил в свой пантеон Владимир, сведения очень скудные, а иногда даже противоречащие друг другу. Так, например, некоторое время Семаргла считали не за одного, а за двух Богов, потому как в некоторых писаниях его упоминали, как Сима и Регла. В слове Христолюбца: «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)», «Сим и Регл, коим молятся не только невежды, но и попы и книжники».
 
Стоит отметить, что изображения крылатой собаки в окружении растительного орнамента встречается в искусстве древних славян очень часто. Такой сюжет является распространенным оформлением для браслетов, подвесок, других украшений, а также оформлением домов и даже храмов.
 
То, что Семаргл - это божественная собака, который к тому же был позаимствован из Иранской мифологии, оспорил М. А. Васильев. Так этот исследователь посчитал надуманным проникновение иранских верований или элементов верований в славянскую культуру, потому что никаких предпосылок и никаких явных причин для этого не было. Так же Васильев подверг сомнению то, что на изображениях представлена собака, так как если отбросить эту точку зрения и посмотреть на изображения без ранее наложенных на них разъяснений, можно увидеть, что это существо больше похоже на дракона, чем на собаку. И. Е. Забелин зацепился за раннее написание имени божества "Сим и Регл" и нашёл аналогию в ассирийских верованиях, где обнаружены как раз Сим и Регл - боги огня. Также Симаргла расшифровывают, как неправильное написание Ярилы. В общем, вопросов, связанных с этим Богом, больше чем ответов.
 
Исследователь славянской традиции Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл был заимствован из иранской мифологии. Однако возможно, что заимствование произошло как раз именно иранцами или, что тоже немаловероятно, это один из древнейших Богов, который был известен тому пранароду, из которого затем образовались многие народы, в том числе народы Ирана и Руси. Если следовать этой версии, то можно определить Семаргла как полусобаку-полуптицу, которая охраняет Мировое древо. На Мировом древе находятся семена всех растений. Семаргл здесь может выступать как охранитель семян, ростков и побегов, то есть охранитель растений, также охранитель одомашненных растений, плодовых деревьев, полевых культур, овощей, фруктов, ягод, грибов и так далее. Стоит отметить, что в наше время это значение может быть недооценено, но в древности, когда от урожая зависело не только благополучие целого поселения или даже города, но даже сама жизнь, ведь без помощи охранителя растений и с плохим урожаем люди могли просто не пережить зиму, существование Семаргла было чрезвычайно важным. Кроме того, в той же иранской мифологии Симург является посредником между Богами и людьми, посланцем Богов, наподобие священной птицы  Гамаюн, которая известна в славянской мифологии, или даже бога Гермеса в греческой мифологии. Здесь же можно опять сравнить Семаргла и с индийским Агни, так как в Индии бог огня почитался и как посредник между Богами и людьми.
 
Исследователь Борис Рыбаков, помимо прочего, указывает на то, что со временем имя Симаргла переменилось и его стали называть Переплутом. Это божество почитали и славили во время сохранившихся до сих пор праздничных дней Русалии, которые отмечаются в июне перед самым Купалой. В древности русалки понимались не как водяные девы, а как духи, облачные девы, полудевы-полуптицы, которые охраняют посевы, покровительствуют плодородию, а также помогают людям. В языческие вемена тех же русалок звали Берегинями, то есть оберегающими. В связи с этим Переплут-Симаргл оказывается тесно связан с русалками-берегинями. Впоследствии это привело к небольшому заблуждению, в результате которого некоторые исследователи стали принимать Переплута за водяного, так как тот связан с русалками, которых стали принимать за водяных дев.

© Денис Блинцов

_________________
Каждый творит свою судьбу сам, но забывает об этом и следует по пути обстоятельств.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
Семаргл
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Эзотерический проект :: Славянство :: Пантеон Славянских Богов и Богинь-
Перейти: